Приветствие

Учителя истории и обществознания!
Все, кому небезразлично минувшее родной земли, родного народа!
Добро пожаловать в наш блог.
Надеемся на Ваше активное сотрудничество и сотворчество!















К ЕГЭ - ГИА готовсь!


Обрати внимание!

Изменения в КИМ 2012 г. по сравнению с КИМ 2011 г.  Обществознание
часть А
Сокращено число заданий с выбором ответа 
    (с 22 до 20).
           сокращаются наименее значимые с точки зрения целей проверки задания, в частности, предполагающие выявление признака указанного понятия

    часть В

    1.Усложнено задание В2. - Предполагается выбор двух (ранее – одного) суждений, выпадающих из представленного ряда.

    2011
    Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного,
    характеризуют понятие «политическая власть».

    Господство, государство, принуждение, право, племя.

    Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

    2012
    Ниже приведён ряд терминов.  Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.
        1) прогресс, 2) структура, 3) эволюция,
        4) реформа, 5) спад,6) стратификация.

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу
    цифры, под которыми они указаны.

    2.На позиции В8 вводится задание на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне.

    Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных
    понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно
    указано.
    1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы
    деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности

    Данный тип заданий продолжает линию, представленную заданиями В2, на работу с понятийными рядами, но проверяет иное познавательное умение.

    часть С
    1.Уточнены критерии оценивания выполнения задания С8:
            Полное правильное выполнение этого задания теперь оценивается 3 баллами.
            Повышение балла позволяет более глубоко дифференцировать
            критерии оценивания, в частности учесть предъявление в качестве ответа простого плана раскрытия темы.

    Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован
    ИЛИ                                                                      1 балл
    Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов.


    Изменения в КИМ 2012 г. по сравнению с КИМ 2011 г. История


    часть А
    1.Сокращено число заданий с выбором ответа   (с 27 до 21).

             Сокращено число заданий репродуктивного характера


    часть В

    1.Сокращено количество заданий  с 15 до 12 и включено 3 новые модели заданий (В10–В12);
      2 .    В заданиях В1, В6 ответ записывается в виде   последовательности цифр.


    В 10. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного,
    относятся к событиям XIX в.
    Вольные хлебопашцы, министерства, декабристы, бироновщина, земства, винная монополия.
    Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому
    периоду.

    В 11.Напишите пропущенное слово.
    Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев
    день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется
    ______________________ крестьян.


    В12. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


    Событие
    Дата
    Участник(-и)
    Наступательная
    операция «Багратион»
    _________ (А)
    И.Х. Баграмян,
    И.Д. Черняховский
    Сталинградская битва
    _________ (Б)
    ___________ (В)
    ______________ (Г)
    Август–декабрь
    1943 г.
    Г.К. Жуков,
    К.К. Рокоссовский,
    И.С. Конев
    Битва за Москву
    __________ (Д)
    ____________ (Е)

                              1) М.А. Егоров, М.В. Кантария
                                  2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942
    3) Я.Ф. Павлов
                    4) битва на Курской дуге
        5) битва за Днепр
                6) июнь–август 1944 г.
                                 7) июль 1942 г. – февраль 1943 г.
       8) И.В. Панфилов
    9) май 1942 г.
    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
    Ответ: А  Б  В  Г  Д  Е


    часть С


    Сокращено до 6 количество заданий части С,
    в часть 3 включена новая модель задания 
      историческое сочинение С6.

      Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля
      определённой эпохи и напишите его исторический портрет.

      1)      Дмитрий Донской; 2) М.М. Сперанский; 3) Н.С. Хрущёв.

      Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику
      основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его
      деятельности.

      Критерии оценивания С6 :


       Время жизни исторического деятеля   (1 б)

                                   Характеристика основных направлений деятельности (2 б)
                                Характеристика основных результатов деятельности 2 (б)



      Максимальный балл 5






      Словарь терминов по истории России,
      необходимых для выполнения заданий ЕГЭ

      1.            "ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ" ("Чтения месячные") - собрание патери­ков (жизнеописаний отцов церкви), житий святых и других церковных источников, составленных под руководством митрополита Макария в 30-40-х гг. XVI в. Состоят из 12 томов, имеют 27 тысяч страниц руко­писного текста, украшенных орнаментами.
      2.            "ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ" – лозунг, выдвинутый эсерами после прихода к власти большевиков, означающий возвращение к демократическим завоеваниям Февральской революции.
      3.            "ДОМОСТРОЙ" - произведение русской литературы XVI в., свод жи­тейских правил, наставлений на основе патриархальных порядков с беспрекословным подчинением главе семьи. Автор - Сильвестр, духов­ник Ивана IV.
      4.            "ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС" - термин, обозначавший изоляцию СССР от капиталистического мира. Как политическое понятие впервые в XX в. введен Г. Уэллсом в книге "Машина времени", а в России философ В. В. Розанов после революции 1905-1907 гг. для обозначения конца ис­тории и культуры. В советское время термин использовался как поня­тие стены, отделяющей социализм и капитализм - две непримиримые системы, После II Мировой войны термин стал означать границу между "свободным" и "коммунистическим" миром.
      5.            "ЗАДОНЩИНА" - памятник древнерусской литературы конца XIV в., посвященный Куликовской битве (1380). Авторство приписывается Сафонию Рязанцу. Повесть противопоставляется "Слову о полку Игореве", раскрывающему поражение русских войск в борьбе с половцами и блестящую победу объединенных сил Руси во главе с Дмитрием Дон­ским.
      6.            "ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА" - литературно-политическое общество, созданное "Союзом благоденствия" в Петербурге Н. В. Всеволожским в 1819 г. Входили А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, Н. И. Гнедич и др. В 1820 г. лик­видировано.
      7.            "ЗЕЛЕНЫЕ" - лица, которые скрывались в лесах в годы Гражданской воины, уклоняясь от службы в белых армиях. В 1919-1920 гг. "красно-зеленые" - участники партизанского движения против белогвардейцев в Черноморье и в Крыму. "Бело-зеленые" состояли из зажиточных кре­стьян и остатков разгромленных белых армий. Ликвидированы после окончания Гражданской войны.
      8.            "ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ" - две тайные организации революционеров в России в 60-70 гг. XIX в. 1. Общество разночинцев 1861-1864 гг., названа в 1862 г., составляла федерацию революционных кружков, находилась под влиянием А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, основали и руково­дили братья Серно-Соловьевичи, А. А. Слепцов, В. С. Курочкин, Н. Н. Обру­чев и др. В период усиления реакции самоликвидировалось. 2. Органи­зация народников 1870-х гг. в Петербурге, основана в 1876 г., названа в 1878 г. Основателями были М. А. Натансон, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеха­нов и др. Имелись отделения в Киеве, Харькове, Одессе и др. Выступа­ла за крестьянскую революцию, национализацию земли, замену госу­дарства федерацией общин, за пропаганду среди крестьян и рабочих и поселения в "народе". В 1879 г. произошел раскол на "Черный передел" - за пропаганду, и "Народную волю" - за террор.
      9.            "КАПИТАЛИСТЫЕ" КРЕСТЬЯНЕ – крестьяне, имевшие капитал (деньги, которые вкладывают в производство) и занимавшиеся предпринимательством.
      10.        "КУРАНТЫ" - первая русская рукописная газета, составлялась Посоль­ским приказом для информации царя и его ближайшего окружения о зарубежных событиях. Известны с 1600 г.
      11.        "МЕЖРАЙОНЦЫ" ("Международная организация объединенных со­циал-демократов" - 1913-1917) - социал-демократическая группа из меньшевиков и большевиков, вышедших из своих партий и выступав­ших за объединение большевиков и меньшевиков в единую РСДРП, участвовал Л.Д.Троцкий. После Февральской революции порвали с меньшевиками-оборонцами и на VI съезде РСДРП(б) летом 1917 г. приняты в партию.
      12.        "МИР ИСКУССТВА" - русское художественное объединение (1898-1924) во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Входили Л. С. Бакст, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере и др. Отвергали академизм и художественные принципы передвижников, за новое искусство, преобразующее жизнь, основывались на символизме. Выпускали одноименный журнал, прово­дили выставки за рубежом.
      13.        "МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ" - политическая теория XV-XVI вв., обос­новала значение Москвы, как всемирного центра православия. Сфор­мулирована монахом Филофеем: "Рим пал за грехи от варваров, 2-й Рим - Константинополь пал от турок-османов, 3-й Рим - Москва будет стоять вечно. 4-му Риму не бывать".
      14.        "НАРОДНАЯ ВОЛЯ" - организация революционных народников, воз­никшая в Петербурге в 1879 г. при расколе, "Земли и воли". Народо­вольцы выступали за уничтожение самодержавия, созыв Учредитель­ного собрания, передачу земли крестьянам, демократические преобра­зования. Руководили - А.И.Желябов, С.Л.Перовская, А.Д.Михайлов и др. Имела отделения в 50 городах. Использовала тактику индивиду­ального террора, после нескольких покушений народовольцы 1 марта 1881 г. убили Александра II. Разгромлена царизмом.
      15.        "НОВАЯ ОППОЗИЦИЯ" - группа в ВКП(б) в 1925 г. во главе с Г.Е.Зи­новьевым и Л.Б.Каменевым выступила на XIV съезде партии с крити­кой деятельности Сталина, предлагая сместить его с поста Генсека ЦК. Группа получила поддержку парторганизации Ленинграда. Съезд осу­дил выступления группы, но ее руководители были избраны в руководя­щие органы партии. Позже почти все участники группы репрессированы.
      16.        "НОЖНИЦЫ ЦЕН" - разрыв в ценах на продаваемые и покупаемые то­вары, высокие цены на промтовары при низких ценах на сельхозтовары, что приводит к неэквивалентному обмену между городом и деревней.
      17.        "ОТТЕПЕЛЬ" - изменения в СССР, произошедшие после смерти И.В.Ста­лина (1953). Восстанавливались демократические нормы и законность, усилилась роль Советов, общественных организаций, возвращались права репатриированных народов, началась политическая реабилита­ция жертв сталинского террора, уничтожена группа Берии, началось осуждение культа личности Сталина, расширялись права и свободы граждан, что закреплено в решениях XX съезда КПСС (1956). Изме­нения, произошедшие в жизни страны в эти годы, писатель Илья Эренбург назвал "оттепелью". Однако этот период не получил даль­нейшего развития.
      18.        "ПЕРВОМАРТОВЦЫ" - участники организации "Народная воля", осу­ществившие убийство Александра II 1 марта 1881 г. По приговору суда А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. И. Кибальчич, Т. М. Михайлов, Н. И. Ры­саков повешены 29 марта 1881 г. Члены террористической группы "На­родной воли" 1 марта 1887 г. совершили покушение на Александра III, за что повешены П. И. Андреюшкин, В. Д. Генералов, В. С. Осипанов, А. И. Ульянов, П. Я. Шевырев. Остальные первомартовцы приговорены к разным мерам наказания. Метод террора в дальнейшем использован эсерами.
      19.        "ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ" - общерусский летописный свод, со­ставлен в Киеве во втором десятилетии XII в. Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, а затем редактировалась Сильвестром и др. Содержит летописные своды XI в. и другие источники, русская ис­тория увязывается с всемирной и славянской историей, положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.
      20.        "ПОЛИЦЕЙСКИЙ СОЦИАЛИЗМ" - один из методов, используемых властями для отвлечения рабочих от политической борьбы. В нач. XX в. в России стали создаваться рабочие организации под контролем поли­ции. Связан с деятельностью С. Зубатова, Г. Гапона и др. Название дано социал-демократами.
      21.        "ПОЛОЖЕНИЯ" 19 ФЕВРАЛЯ 1861 г. - законодательный акт, офор­мивший отмену крепостного права и начавший крестьянскую реформу России. Состоял из "Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", 4-х отдельных "Положений", 4-х "Местных положений" по группам губерний Европейской России и 8-ми "Допол­нительных правил" для отдельных категорий крестьян.
      22.        "ПРОДАМЕТ", "ПРОДАРУД", "ПРОДВАГОН", "ПРОДПАРОВОЗ", "ПРОДУГОЛЬ" - синдикаты в России, созданные в нач. XX в. "Продамет" - "Общество для продажи изделий русских металлургических за­водов", основан в 1902 г., к 1914 г, объединял до 90% заводов и 85% продажи черных металлов. "Продаруд" - "Общество для продажи руд Юга России", основан в 1908 г., объединил железорудные предприятия Криворожья, конкурировал с "Продаметом", в 1914 г. распался. "Продвагон" - "Общество для торговли изделиями русских вагоностроитель­ных заводов", действовал с 1906 г., объединив почти все заводы от­расли. "Продпаровоз" возник в 1901 г., действовал воедино с "Продвагоном". "Продуголь" - "Общество для торговли минеральным топливом Донецкого бассейна" (1904-1915 гг.), охватывал 60% добычи донецкого угля. Предприятия синдикатов национализированы в 1918 г.
      23.        "РУССКАЯ ПРАВДА" - первый свод древнерусских законов, куда вошли нормы "Закона Русского", Правда Ярослава Мудрого, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Защищала жизнь и имущество княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан, установила положение феодально-зависимых людей, обязательственное и наследственное право и др. Имеется три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная. Списки XIII-XVIII вв.
      24.        "РУССКАЯ ПРАВДА" - программа декабристов, составленная П.И.Пестелем в 1821-1823 гг. как основа будущей России. Одобрена Южным обществом и частично Северным обществом. Требования: уничтожение самодержавия и крепостничества, введение республики с равенством и народовластием, безвозмездное наделение крестьян землей и др.
      25.        "СЕМИБОЯРЩИНА" - Василий III перед смертью (1533) выделил "седьмочисленную комиссию" - опекунский совет, который должен был править за малолетнего Ивана IV и стоял над Боярской Думой. Традиция осталась: уезжая, Иван IV поручал ей править. Федор, отправляясь на богомолье, оставлял за себя 7 бояр. Во время Смуты "седьмочисленная комиссия" выродилась в олигархическое боярское правительство в 1610 г. и номинально правило до 1612 г., пригласив на престол польского королевича Владислава, отдав Москву полякам. Ликвидирована ополчением К. Минина и Д. Пожарского, (от Седьмочисленной комиссии пошла пословица "У семи нянек дитя без глазу").
      26.        "СИНОПСИС" (гр. - обозрение) - первое учебно-историческое произве­дение, изданное в Киеве в 1674 г. ("Киевский синопсис"). Автором счи­тается Иннокентий Гизель. Даются сведения о происхождении и быте славян, истории Древнерусского государства, Украины, России.
      27.        "СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" - памятник древнерусской литературы конца XII в. о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев в 1285 г. Призыв к князьям прекратить усобицы и объединиться против внешнего врага. Опубликовано в 1800 г. Оказало большое влияние на русскую культуру.
      28.        "СТОГЛАВ" - решения Стоглавого церковно-земского собора, произо­шедшего в Москве 1551 г. под руководством митрополита Макария и принявшего решения из 100 глав. Установил нормы внутренней жизни духовенства и его отношения с государством, ограничил церковные владения и финансовые привилегии.
      29.        "ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА" – система производства, действующая вопреки существующему законодательству, чаще всего нелегально.
      30.        "УГЛИЧСКОЕ ДЕЛО" - расследование обстоятельств гибели царевича Дмитрия Ивановича и восстания в Угличе в 1591 г. Смерть царевича признана случайностью.
      31.        "УРОКИ И ПОГОСТЫ" - законы княгини Ольги по налоговому праву в X в. "Урок" - определенное количество дани с определенного района - "погоста", указывалось место сбора и время внесения дани.
      32.        "ХОДЫНКА" - события, произошедшие на Ходынском поле в Москве 18 мая 1896 г. во время раздачи подарков в день коронации Николая II. При большом стечении народа и халатности властей произошла давка, в которой погибло около 2 тысяч человек, а до 20 тысяч покалечено. Царь продолжал торжества и объявил благодарность их устроителям.
      33.        "ХОЖДЕНИЕ В НАРОД" - массовое движение разночинской молодежи в деревню с призывом к крестьянской революции, свержению самодер­жавия и установлению общинного социализма. Началось весной 1873 г., наибольший размах приобрело весной-летом 1874 г. Крестьянство не поддержало народников, движение потерпело неудачу.
      34.        "ХОЛЕРНЫЕ БУНТЫ" - выступления горожан, крестьян, солдат во время эпидемии холеры (1830-1831), вызванные жестокими карантин­ными мерами, введенными властями. Подавлены войсками.
      35.        "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" - состояние конфронтации, противоборства меж­ду СССР и его союзниками, с одной стороны, и западными государст­вами, с другой, продолжавшееся с 1946 г. по конец 80-х гг.
      36.        "ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ" - организация народников в Петербурге, возник­шая при расколе "Земли и воли" в 1878 г., отрицала тактику террора, выступала за ведение пропаганды. Лидер - Г.В.Плеханов.
      37.        "ЧУМНОЙ БУНТ" - народное волнение в Москве в сентябре 1771 г. в связи с эпидемией чумы, голодом и полицейским карантинным произ­волом. Подавлен войсками.
      38.        "ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО" - литературный памятник нач. XVIII в., пособие для обучения и воспитания детей дворян, составлен Я. В. Брю­сом и др. Издан в 1717 г.
      39.        АБСОЛЮТИЗМ (абсолютная монархия) - форма феодального государ­ства с неограниченной монархической властью, опирающейся на закон; с наивысшей степенью централизации, развитым, полностью зависи­мым от монарха, бюрократическим аппаратом; высоким уровнем эконо­мики; сильной армией и органами охраны порядка; ликвидацией пред­ставительных организаций; развитой дипломатией.
      40.        АВАНГАРДИЗМ - художественное направление XX в., выступающее за разрыв с принципами прошлого и поиск новых форм и средств выра­жения окружающего мира, что проявилось в таких течениях, как ку­бизм, экспрессионизм, сюрреализм и др.
      41.        АВАНТЮРИЗМ - рискованная, сомнительная деятельность, рассчитан­ная на достижение легкого успеха без учета реальных возможностей.
      42.        АВТОНОМИЗАЦИЯ - идея, выдвинутая И.В.Сталиным в 1922 г., со­гласно которой все советские республики не объединяются в новое го­сударство, а входят в состав РСФСР на правах автономий, что нару­шало их самостоятельность и равноправие. Идея отвергнута В.И.Лени­ным, выступившим за Союз равных республик, что стало основой соз­дания СССР, где равенство на практике оказалось формальным.
      43.        АВТОНОМИЯ (гр. - самоуправление) - широкое внутреннее управление определенного региона государства, как его неотъемлемая часть, дейст­вующая в рамках Конституции.
      44.        АВТОРИТАРИЗМ (лат. - власть) - система политической власти, унич­тожающая демократические принципы и устанавливающая всевластие отдельной (авторитарной) личности, подчиняющей себе все стороны жизни общества. Авторитаризм ведет к тоталитаризму, основан на ут­верждении террористического режима, всеохватывающей централиза­ции, командно-волевых методах руководства и беспрекословном подчи­нении, достигаемых силой и идеологической обработкой общественного мнения в поддержку властных структур.
      45.        АГРЕССИЯ (лат. - нападение) - военное нарушение суверенитета госу­дарства, его независимости и целости границ. Вооруженное вторжение в другое государство проводится для того, чтобы силой навязать ему свой диктат. Страна, подвергшаяся нападению, ведет справедливую борьбу. Предотвращение агрессии - обязанность всего мирового сооб­щества. Международное право предусматривает политическую ответст­венность за агрессию.
      46.        АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЗДАНИЯ – здания, в которых размещаются органы власти.
      47.        АДМИНИСТРАТИВНЫЙ – относящийся к власти.
      48.        АДЪЮТАНТ – офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения его поручений.
      49.        АКАДЕМИЗМ - направление в изобразительном искусстве XVI-XIX вв., основанное на отрыве от жизни, формальном использовании классиче­ских установок античности, идеализации образов, условности избирае­мых сюжетов.
      50.        АКМЕИЗМ (гр. - наивысший расцвет) - направление в русской поэзии нач. XX в. (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.), высту­павшее за поэтизацию чувств, познание "идеального", точность значе­ния слова.
      51.        АКЦИЗ - вид косвенного налога, в основном на предметы массового по­требления и на услуги. Включается в цену товаров и в тарифы на услу­ги. Важный источник государственного бюджета.
      52.        АКЦИЯ - 1. Какое-либо предпринимаемое действие, направленное на достижение поставленной цели. 2. Ценная бумага, подтверждающая внесение определенных средств в акционерное общество, за что ее вла­делец получает часть прибыли в виде дивиденда (доход из прибыли).
      53.        АЛЬМАНАХ – литературно-публицистический сборник.
      54.        АЛЬТЕРНАТИВА (лат. - один из двух) - выбор единственного решения из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей.
      АМНИСТИЯ (гр. - прощение) - освобождение от наказания или его смягчение,



      Памятки для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию в 2012 г.


      ПАМЯТКИ.

      Как сравнивать.

      Сравнивать – это, значит, найти общие и различные свойства предметов, вещей, явлений, сопоставляя их по данному учителем основанию.
      1. Продумайте и составьте план сравнения предметов, собы­тий, общественных явлений:
      — выделите сопоставимые признаки, отбросив несуществен­ные; оставьте лишь существенные сопоставимые призна­ки однородных явлений;
      — установите порядок сравнения этих признаков и, если возможно, расположите их по степени важности, в за­висимости от ведущего признака.
      2. Последовательно сравните по намеченному плану оба со­бытия, явления в их развитии, т.е. выскажите суждения о них по каждому из выделенных признаков.
      3. Сделайте развернутые обобщенные выводы на основе срав­нения, т.е. в качестве выводов установите и оцените сходства и различия, изменения в развитии событий, явлений в процессе их перехода от одного этапа к другому.

      Как выделять главное.

               Помни, что главное – это мысль, которая выражает содержание текста.
      1.Внимательно прочитайте весь текст.
      2.Разделите текст на логические части.
      3.Выделите в каждой части главную мысль, предложение.
      4.Опираясь на свои записи, сформулируйте главную мысль своего текста.

      Как составить план.

      1.Прочитайте внимательно текст, выясните значение непонятных слов.
      2.Раздели его на крупные смысловые части, выделите в каждой из них главную мысль.
      3.Озаглавьте каждую часть: заголовок должен быть кратким и оригинальным.
      4.В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль. Запишите пункты плана.
      5.Посмотрите, все ли основные идеи, заключённые в тексте, нашли отражение в плане.
      6.Проверьте, нет ли тавтологии, речевых ошибок, правильно ли оформлен план.

      Алгоритм комментирования политического высказывания.
      1.Изложить высказывание своими словами.
      2. Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.
      3. Дополнить высказывание, если это необходимо.
      4. Оценить высказывание с моральной точки зрения.
      5. Сделать вывод.

      Как рассказать о культурном развитии страны.

      1. На каком этапе исторического развития находится государство (общество).
      2. Морально-нравственные нормы. Роль и место религии.
      3. Правовое положение личности.
      4. Система образования.
      5. Развитие искусства.
      6. Роль науки.
      7. Общественные идеи.
      8. Политика государства в области культуры.
      Характеристика революции.
      1. Причины и задачи революции.
      2. Движущие силы революции (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).
      З. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам данной революции,  а также по составу движущих сил).
      4. Ход революции, ее этапы (краткая характеристика).
      5. Итоги и значение революции (внутреннее, международное).

      Характеристика крестьянских восстаний.
      1. Причины восстания.
      2. Как началось восстание:
      А) Что послужило поводом к нему?
      Б) Кто был его предводителем?
      В) Движущие силы восстания.
      З. Ход восстания:
      А) Действия восставших
      Б) Цели, требования восставших программа).
      В) Основные этапы (краткая характеристика).
      4. Как было подавлено восстание? Выясните причины его поражения.
      5. Итоги восстания и его значение.

      Изучение государственного устройства.
      1. Интересы, какого класса защищало государство? Каковы были его задачи?
      2. Какой была форма правления?
      3. Каким было устройство государства? Назовите государственные органы в центре и на местах.
      4. Какие перемены по сравнению с более ранним периодом произошли в устройстве государства? Чем они были вызваны?
      Изучение отношений между классами.
      1. Положение класса эксплуататоров:
      а) Какой собственностью владели?
      б) Чем занимались?
      в) Кого и каким образом эксплуатировали?
      2. Положение класса эксплуатируемых:
      а) Чем владели или пользовались?
      б) В какой мере были свободны?
      в) На кого работали?
      3. Какие способы эксплуатации были главными?

      План описания жизни и деятельности исторической личности
      1. Годы жизни или (и) правления.
      2. Этапы жизни и деятельности (кратная биография).
      З. Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.
      4. Предшественники и последователи; положения, которые показывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.
      5. Историческое значение данной личности.

      Изучение материала о войнах.
      1. Причина и характер войны:
      а) основные противоречия, приведшие к войне;  
      б) подготовка к войне, соотношение сил;
      в) планы сторон;
      2. Ход войны (основные этапы):
      а)  повод к войне и ее начало;
      б) основные этапы и главные сражения;
      в) окончание войны, условия мира, итоги.
      3. Значение войны (экономическое, политическое, социальное и другие последствия.

       Как подготовить эссе.

      В отличие от реферата эссе не имеет четкого плана, внутренняя структура текста произвольна. Это не научная работа, поэтому не требуется обоснование каждого положения или вывода, а перечисление доказательств может предшествовать формулировке проблемы. Эссе более субъективно, эмоционально: в этом жанре часто используются парадоксы и неожиданные литературные приемы. Оценивание эссе – достаточно сложная работа, так как часто мнение и восприятие автора не совпадают с мнением и восприятием проверяющего.

      Критерии оценки эссе.

      1.     Автор должен привести наиболее яркие, выразительные факты для подтверждения своего мнения; аргументы должны соответствовать проблеме.
      2.     многословие не является показателем качества, поэтому мысли должны быть изложены четко, с соблюдением норм русского языка.
      3.     литературная сторона не должна превалировать над исторической тематикой.

      Как организовать работу над эссе.

      1.     Если тема сформулирована в виде понятия (например: «Революция», «Деспотизм», «Свобода»), посмотрите его значение в разных словарях. Политический, философский, толковый словари наверняка дадут дополняющие друг друга определения, что поможет вам начать работу.
      2.     Подумайте, какие периоды, события, деятели истории могут послужить достойными иллюстрациями (или выразителями) этих понятий.
      3.     Обратитесь к словарю афоризмов: здесь вы найдете высказывания известных личностей по ключевым философским проблемам. Как правило, цитаты в таких словарях подбираются по ключевым словам.
      4.     Посмотрите эссе известных писателей, обратите внимание на структуру текста. Попробуйте написать короткое размышление в таком же стиле.
      5.     Когда собран материал, продумана структура – приступайте к написанию основного текста.
      6.     Эссе в отличие от реферата в большей степени выражает эмоции и точку зрения автора. Поэтому вводите такие обороты, как «по моему мнению», «я считаю», «я одобряю» и т.п.

      Анализ памятника архитектуры.

      1.     Как называется и где находится памятник.
      2.     К какому периоду относится его создание.
      3.     Назначение сооружения.
      4.     План сооружения.
      5.     Описание архитектурных деталей, указание стиля памятника.
      6.     Какое впечатление он производит (ваше отношение к нему)?

      Анализ статистических данных.

      1. Изучите представленные статистические данные.
      2. Сделайте выводы о тенденциях явлений и процессов, отра­женных в статистическом материале (динамика, уровень, удель­ный вес, роль данного явления).
      3. Определите процессы, отраженные в этих явлениях. Объяс­ните их важнейшие причины, закономерности, возможные послед­ствия, перспективы, значение.


      Анализ идейных течений (общественной мысли).

      1. Определите предпосылки возникновения общественных настроений, идей.
      2. Охарактеризуйте идеологов, представителей идейного те­чения: чьи интересы они выражали, что подвергали критике; какой положительный идеал стремились утвердить; какие пред­лагали средства достижения цели.
      3. Обобщите и оцените значение данного идейного течения в жизни общества, его истории.

      Изучение общественных движений
       (политических, социальных, национальных).

      1. Определите масштабы движения, проанализируйте соци­альный состав его участников.
      2. Раскройте причины и цели общественного движения: против чего или кого оно было направлено.
      3. Определите цели и требования (экономические и полити­ческие) участников общественного движения, средства и мето­ды их достижения (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акции протеста или гражданского неповиновения и т.п.).
      4. Степень организованности движения.
      5. Его итоги и последствия: раскройте причины успеха или неудач данного движения.
      6. Обобщите и оцените историческое значение движения.

      Характеристика и анализ произведения изобразительного искусства.

      1. Ознакомьтесь с произведением искусства: определите ав­тора, время и место его создания (исторический период, век).
      2. Проанализируйте его содержание:
      •   сюжет произведения, кто и что в нем изображено: пе­редний план, центр, задний план, интерьер помещения, пейзаж и т.п.;
      •   основная идея произведения;
      •   степень достоверности изображенного (если в этом есть необходимость).

      Анализ политических событий и явлений.

      1.     Каковы причины события или явления?
      2.     Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении.
      3.     Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?
      4.     Какими способами участники событий добивались поставленных целей?
      5.     Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?
      6.     Как можно в целом оценить данное событие (явление)?
      7.     Способствует ли данное событие развитию свободы и демократии?
      8.     Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?

      Как рассказать о внешней политике.

      1.     Геополитическое положение страны и проблемы, связанные с ним.
      2.     Организация внешнеполитических ведомств.
      3.     Основные направления внешней политики государства:
      - влияние политических группировок на внешнюю политику;
      - мирные договоры;
      - военные конфликты;
      - участие страны в международных организациях.
      4.     Итоги внешнеполитического курса.

      =========================================================================
      +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

      ЕГЭ по истории 2011 год
         По новым правилам ученик обязан сдать предметы в форме ЕГЭ – Единого Государственного Экзамена. Если человек уже знает, что его ближайшее будущее – институт, то ему просто необходимо выбрать еще один или несколько экзаменов все в той же форме ЕГЭ. Правда сейчас ввели такое понятие, как пробный ЕГЭ – возможность испытать свои силы и знания, так что сдавать экзамены стало хоть немного, но проще.
           Как только вы определились, что история – это ваш предмет, без которого вы не видите себя в будущем, то узнаете множество необходимой для сдачи экзамена информации:
           Ну, во-первых, экзамен будет проводиться не по месту обучения, так что о поддержке своих знакомых учителей вы можете забыть. За несколько дней до начала экзамена вам скажут в каком учебном заведении вы будете проходить экзамен. На него вам необходимо явится с паспортом (или любым другим документом удостоверяющим личность) и с пропуском на сам экзамен (который вы получите в своей школе).
           Во-вторых, за час до самого экзамена организаторы напомнят вам о правилах проведения ЕГЭ, т.е. когда и как вы можете покинуть аудиторию, сколько вам там положено находиться и прочее.
           Не забудьте хорошо выспаться перед экзаменом. Если вдруг вы не смогли попасть на экзамен по УВАЖИТЕЛЬНОЙ причине, то не стоит отчаиваться - специально для таких случаев существует резервный день. На все задания у вас будет ограниченное время - всего 210 минут.
                                                     
      Структура экзаменационной работы 
        Общее число заданий в экзаменационной работе – 49. Каждый вариант КИМ состоит из 3 частей.  
        Часть 1 (А) содержит 27 заданий с выбором ответа (один верный ответ из 4 предложенных). С их помощью проверяются базовые знания дат, фактов,  понятий  и  терминов,  характерных  признаков  исторических явлений,  причин  и  следствий  событий,  умение  соотносить  единичные факты  и  общие  исторические  явления,  процессы,  указывать  их  характерные черты, производить поиск информации  в источнике. Каждое  задание этой группы оценивается 1 баллом. 
         Часть 2 (В) состоит из 15  заданий с кратким ответом (слово, аббревиатура, сочетание цифр). Эти задания позволяют проверить, в дополнение к  вышеуказанным  элементам  подготовки  выпускников,  умения  извлекать информацию из источника,  классифицировать и систематизировать факты.
      Задания  этой  группы  оцениваются  в  соответствии  с  уровнем  сложности:
      4 задания – от 0 до 2-х баллов каждое, 11 заданий – от 0 до 1 балла. 
        Часть 3 (С) содержит 7 заданий с развернутым ответом. Они позволяют  выявить  и  оценить  высокий  уровень  подготовки  учащихся.  В  этой
      части используются задания, предполагающие разные виды деятельности.  
      С1–С3 – комплекс из 3-х заданий, требующих анализа исторического документа (развернутые ответы в виде нескольких предложений, тезисов);
      каждое  задание оценивается 2 баллами. Задание С1 предполагает  атрибу-
      цию  документа (определение  его  принадлежности,  событий,  явлений,
      личностей, о которых в нем говорится). Задание С2 – разъяснение сущности характеризуемой в источнике проблемы или процесса в историческом
      контексте (с привлечением знаний по курсу истории России). Задание С3 –
      выявление и  анализ позиции  автора, исторических  личностей,  рассмотре-
      ние версий и интерпретаций событий. 
      С4–С7 –  задания, позволяющие раскрыть как  знание истории,  так и
      умения работать с историческим материалом, владение методами исторического  познания.  Задание  С4  предполагает  представление  общей
      характеристики  исторического  события,  явления,  процесса,  систематиза-
      цию фактического материала; С5 – анализ исторических версий и оценок
      событий,  явлений,  процессов;  С6 –  анализ  исторической  ситуации;  С7 –
      сравнение исторических событий, явлений, процессов. Задания С4, С6, С7
      оцениваются  от 0  до 4  баллов (задание С7  представлено  двумя  частями:
      С7.1 – определение общих характеристик, С7.2 – установление различий.
      Каждая из частей оценивается в 2 балла, что в сумме составляет 4 балла),
      задание С5 оценивается от 0 до 3 баллов.
                            ЕГЭ по обществознанию 2011 год
       Каждому, кому для поступления необходимо сдавать егэ по обществознанию 2011 года, необходимо знать основные положения о порядке проведения теста. Общее время, которое отводится на выполнение ЕГЭ по обществознанию, составляет 3 часа. Работа включает в себя 3 части, которые состоят из 50 заданий.
         Первая часть состоит из 24 заданий. На каждый вопрос предоставляется 4 варианта ответов, из которых верным является только один. Так что даже если вы не знаете, правильного ответа вы спокойно можете его угадать.
           Вторая часть состоит из 6 - ти заданий. В отличие от первого задания, здесь не предлагается выбрать один пункт из 4-х в качестве ответа, целью этой части является формулирование собственного ответа. Здесь ситуация обстоит хуже: но, как показывает опыт, на самом деле вопросы не такие уж и сложные, для ответа на них достаточно уметь логически мыслить и уверенно разбираться в терминологии.
          Третья часть включает в себя 9 заданий, на которые также нужно сформулировать собственный подробный ответ. Финальная задача выполняется по личному выбору испытуемого. Это значит, что нужно выбрать интересующую тему, в которой есть возможность проявить свои знания и способности.
      Советы психолога старшекласснику, сдающему ЕГЭ:
          Вы не можете изменить реальность, но можете изменить свое отношение к ней.
          ЕГЭ – это важный этап в Вашей жизни, но не последний!
          Обсудите с родителями, что будет после экзамена. Поймите, катастрофы не произойдет, каков бы ни был результат испытаний.
          В процессе непосредственной подготовки к ЕГЭ задействуйте разные виды памяти: зрительную (чтение), слуховую (чтение вслух или запись на аудио), моторную (переписывание материала).
          Пишите шпаргалки! Это очень полезный психологический ритуал, так как не только активизирует механическую память, но и дают чувство защиты.
          Проиграйте несколько раз ситуацию экзамена дома (с часами и бланками для ответов).
          Главное перед экзаменом – выспаться!
          Не стоит принимать перед экзаменом сильнодействующие успокоительные средства.
          Будьте уверены в себе: Вы знаете все, что знаете. (Кстати, чем больше Вы знаете, тем больше волнуетесь – это доказано психологами!).
          Вы уже прошли репетицию ЕГЭ – значит, ничего нового Вас не ждет.
          Если у Вас есть маленький талисманчик, возьмите его с собой. Он Вам поможет.
          Во время экзамена не воспринимайте возникшее волнение, как катастрофу. Просто переждите первую растерянность.
          Прочитайте все задания и решите, в какой последовательности будете их выполнять. Распределите свое время (например, 2 часа – решаю, 1 час – проверяю, 1 час – оформляю).
          Помните: лучший способ снять стресс – юмор.
          В каждом приемном пункте ЕГЭ будут присутствовать врач и психолог. Вы имеете право всегда обратиться к ним за помощью или консультацией.
          В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать.
        Снять напряжение и излишнее волнение поможет  специальная тренировка.

        Аутогенная тренировка (3-5 минут)
         Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.
          Мысленно повторите 5-6 раз «Правая рука тяжелая».
          Затем повторите исходную формулу «Я спокоен».
          Затем снова 5-6 раз произнесите формулу «Левая рука тяжелая».
          Снова повторите мысленно «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!».
          Для того, чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.

      Федеральный портал информационной  поддержки  ЕГЭ
      Демо версии 2012 года  КИМов по истории и обществвознанию можно скачать бесплатно по адресу http://fipi.ru/view/sections/217/docs/514.html  или http://www.istorya.ru/abitu/index.php

      4,  11  и  18  декабря  2010 г.  прошли  бесплатные  очные  занятия  для  обучающихся  ОУ  района  по  подготовке  к  сдаче  ЕГЭ  по  предметам:
      1)  русский  язык  (преподаватель- Молчанова Тамара  Федоровна,  МОУ  "Ударновская  сош")
      2)  обществознание  (преподаватель - Попова Надежда  Юрьевна,  МОУ  "Суховская сош")
      3)  история  (преподаватель - методист  БМУ "РЦСО" Слепоконь Александр Васильевич)

      22 января в школе № 2 прошли консультации по обществознанию и истории
       обществознание  (преподаватель - Попова Надежда  Юрьевна,  МОУ  "Суховская сош")
       история  (преподаватель - методист  БМУ "РЦСО" Слепоконь Александр Васильевич).

      29 января в школе № 2 прошли консультации по обществознанию и истории
       обществознание  (преподаватель - Усаченко Алена Сергеевна,  МОУ  "Новопокровская сош")
       история  (преподаватель - методист  БМУ "РЦСО" Слепоконь Александр Васильевич).

      В  дальнейшем  задания  для  подготовки  будут  размещаться  на  страницах  блога "Реализация современных ИКТ"

      Задания для подготовки к ЕГЭ по истории для  11  класса
      Тема:  "Российское  государство XV - XVII вв."
      ЗАДАНИЯ
      Срок присылки ответов - до 24 часов 00 минут  12 января 2011 г.
      ОТВЕТЫ
      Срок открытия - с 00.часо 00 минут 13 января 2011 г.
      по 24 часа 00 минут 18 января 2011 г.

      Тема: "Россия в XVII веке"
      ЗАДАНИЯ
      Срок присылки ответов - до 24 часов 00 минут  25 января 2011 г.
      ОТВЕТЫ
      Срок открытия - с 00.часо 00 минут 26 января 2011 г.
      по 24 часа 00 минут 31 января 2011 г.
      ,